Казерта (Caserta) — итальянский город, который называют «Версалем Италии». Архитектурный ансамбль представляет собой самое большое здание, построенное в Европе в XVIII веке. Происхождение Казерты остается для историков тайной. Поселение существовало здесь еще до прихода римлян. Лангобарды, завоевавшие Казерту в VII веке, заложили основу будущего города. Башня в центре служила пунктом наблюдения.
В 1734 году в результате войны за польское наследство (1733-1735) Казерта попала под власть младшей ветви Бурбонской династии — Неаполитанских Бурбонов. Это время считается пиком развития Казерты. В 1750 году Карл III Бурбон, король Испании (он же Карл VII, король Неаполя и Сицилии) решает построить новую резиденцию. Она должна была расположиться вблизи Неаполя, но подальше от моря — чтобы королевских особ не беспокоили французские корабли.
Карл VII пожелал, чтобы новый дворец стал более грандиозным, чем любой европейский дворец. Особенно он хотел превзойти французский Версаль. Архитектора искали долго, но окончательный выбор пал на Луиджи Ванвителли. Мастер приехал в Казерту лишь в 1751 году. Первый камень заложили в январе 1752 года, в день рождения Карла VII. Парк начали разбивать спустя год. Понимая грандиозность проекта, Ванвителли привлек на помощь перспективных римских архитекторов.
Четыре дворцовых корпуса вобрали в себя лучшее из французского Версаля и испанского Эскориала. И резиденция, и дворец вошли в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году.
Королевский дворец – ядро монументального комплекса Реджа-ди-Казерта. Прямоугольное в плане сооружение разделено на четыре внутренних двора двумя поперечно расположенными корпусами. В месте их пересечения Ванвителли первоначально планировал разместить купол, однако эту идею реализовать не удалось; вместо купола комплекс венчает небольшая башенка-лантерна. Общая площадь дворца составляет 47 000 квадратных метров, а высота – 41 метр.
Парадная лестница
Справа начинается парадная лестница, сердце дворца, превосходный сплав двух начал: классицизма и барочной театральности. Длинный центральный пролёт увенчан двумя мраморными львами. Далее он раздваивается, переходя в боковые параллельные марши. На задней стене лестницы можно увидеть три ниши со статуями, чьё символическое значение архитектор Ванвителли подробно описал в «Экспликации чертежей».
Три ниши
Центральная фигура изображает королевское величие, а аллегории по сторонам от неё — достоинство и истину; авторы скульптур — соответственно Томмазо Солари, Андреа Виолани и Гаэтано Саломоне
Свод
Отдельного упоминания заслуживают конструкторские решения, которые Ванвителли выбрал при проектировании королевского дворца в Казерте; этому аспекту комплекса посвящён специальный маршрут под названием «Королевская лестница от небес и до земли».
Из верхнего вестибюля можно попасть на верхний уровень здания и полюбоваться потолками. Часть из них расписаны: например, художник Джироламо Стараче Франкис (1730-1794) изобразил здесь резиденцию Аполлона, а по сторонам от неё поместил четыре медальона с аллегориями времён года; по мысли Франкиса, эта композиция символизирует поддержку искусств монархом. Здесь же, на специальном уровне под вторым сводом, когда-то располагались музыканты, которые должны были сопровождать продвижение гостей двора по залам резиденции.
Палатинская капелла
В бельэтаже дворца, над верхним вестибюлем, расположена Палатинская капелла, открытая на Рождество 1784 г. На главном алтаре, в обрамлении двух парных колонн с желобами, установлена картина Джузеппе Бонито (1707-1789) «Непорочное зачатие».
Салон Александра
Салон Александра целиком посвящён прославленному македонскому военачальнику. Он расположен прямо по центру главного фасада дворца и отделяет помещения XVIII в. от залов XIX в. Своды салона расписаны в 1787 г. сицилийцем Мариано Росси (1731-1807), изобразившем здесь «Свадьбу Александра Великого и Роксаны», дабы тем самым восславить мир и процветание королевства. Над камином помещается мраморный горельеф с изображением Александра в профиль в обрамлении лавровых ветвей.
Тронный зал
Тронный зал призван возвеличить абсолютную власть монарха. Он залит светом из шести высоких окон и украшен позолотой. В глубине зала расположен трон. Он выполнен из резного позолоченного дерева, и его подлокотники в форме крылатых львов с сиренами (символами Неаполя) по бокам фигурируют на целом ряде официальных портретов правителей из династии Бурбонов. Согласно мифологии, сирена Партенопа, так и не сумев соблазнить Одиссея своими сладостными песнями, покончила с собой в Неаполитанском заливе. Три дня её тело носило по волнам, пока наконец не прибило к берегу на островке Мегарида, где впоследствии и возник город Неаполь. Длинные стены украшены 28 пилястрами коринфского ордера, чьи резные капители украшены символами династии Бурбонов. Архитрав, опоясывающий зал над пилястрами, составлен из портретов правителей, а в центре зала помещена фреска «Закладка первого камня дворца 20 января 1752 г.», выполненная в 1844 г. неаполитанцем Дженнаро Малдарелли (ок. 1769 – 1858).
Вместе со зданием Ванвителли задумал парк Окрестности — великолепный образец итальянского сада.
Строительство парка начал архитектор Луиджи Ванвителли (1700-1773), а закончил его сын Карло (1739-1821). В этой работе они вдохновлялись такими великолепными европейскими резиденциями, как французский Версаль и испанская Ла-Гранха в Сан-Ильдефонсо.
Площадь парка 120 гектаров, а длина – примерно 3 км.
В левой части парка находится так называемый Старый Лес. Это наследие находившегося здесь ранее ренессансного парка Аквавива. В Старом Лесу находятся башня Кастеллучча и большой пруд Пескьера, бывшие любимым местом развлечений членов королевской семьи.
Часть парка, характеризующийся водными элементами, льющимися из фонтанов, расположенных вдоль Дворца, начинается от фонтана «Margherita»: с двух боковых пандусов вы поднимаетесь к мосту Эрколе, где начинается великий «водный путь». По склону холма водные бассейны чередуются с перекрывающимися бассейнами, украшенными статуями; две широкие дороги, окаймленные шпалерами каменных дубов и дубовыми рощами, огибают его до большой котловины, в которой со склонов Монте Бриано падает огромный водопад.
Еще одна часть — это Английский сад Мария Каролина. Сад предлагает ряд впечатляющих мест с глубокими отсылками к моделям того времени: криптопортикус, со статуями из раскопок Помпей и Коллекции Фарнезе; маленькое Озеро для купания Венеры, с фальшивыми помпейскими руинами; Английское казино, двухэтажное здание с дорическим основанием и колоннами, поддерживающими украшенный медальонами карниз, в котором проживал Грефер и, наконец, аперитив, площадь, используемая как резервуар для воды от Vanvitelli, затем использовался для разведения пчел и окончательно превратился в теплицу в 1826 году.
Подготовлено НАДЕЖДОЙ БОНДАРЕНКО по материалам интернета https://wikiway.com/italia/kazerta/korolevskiy-dvorets-v-kazerte/photo/