День бракосочетания Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов

28 октября (10 ноября) 1901 в Санкт-Петербурге в церкви Св. Екатерины Императорской Академии художеств состоялось бракосочетание Н.К.Рериха с Е.И.Шапошниковой

ОН НАЗЫВАЛ ЕЁ : «ДРУГИНЯ МОЯ»

В юности и даже иногда в зрелом возрасте он писал сказки. У этих сказок была одна странная особенность. Годы спустя они сбывались. Происходило необъяснимое соединение сказки с жизнью. «Детскую сказку» он написал в 1893 году, в год окончания гимназии. Сказка начиналась так: «В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец». В сказке он рассказывал о царевне, которая предпочла простого певца знатным и богатым женихам. Но, сделав такой выбор, царевна понимала, что на одних песнях не проживешь. И она спросила певца, что он может еще ей дать. Певец пообещал царевне веру в себя и дальний путь. Царевне дары понравились.

«—Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход!.. — сказала царевна. И дивились все. И шумел за окном ветер, и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи — он верил в себя» .

Когда сказочник писал эти слова, он, возможно, и не подозревал, что действительно в «известном и большом» Городе живет Царевна. Своей сказкой он ее сначала предсказал.

В 1899 году она возникла перед ним. Казалось бы, совершенно случайно и в самых несказочных обстоятельствах. Эти обстоятельства выглядели так: начинающий художник и археолог Николай Константинович Рерих, заехав по делам к князю Путятину в Бологое, увидел там Елену Ивановну Шапошникову, дочь вдовы архитектора, урожденной Голенищевой-Кутузовой. В этой внешней обыденности таилось немало моментов значительных. Елена Ивановна была уже на выданье, и к ней, как и в сказке, сватались. Многие из женихов были знатны и богаты. Но Царевна мечтала о Певце.

Елена Ивановна почему-то решила, что выйдет замуж только за художника. За художника Рериха она вышла в 1901 году. И Рерих вы-полнил сказочные обещания Певца. Далекий путь был самым прекрас-ным среди них. Великое путешествие, которое они совершили вместе. Каждый из них внес в него свое особенное. Если бы не было одного из них, это путешествие никогда бы не стало Великим. Много лет спустя уже стареющий всемирно известный художник напишет: «Сорок лет не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское»
И вот в этом «творили вместе» заключен огромный смысл. С момента женитьбы за каждым творческим действием Николая Констан-тиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. И не просто как жена, а как нечто большее — «другиня»и «вдохновительница».

Л.В.Шапошникова. Великое путешествие: В 3 кн. – Кн. 1. Мастер. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998.