Статья из журнала «Культура и время» № 3/2011
Каково быть посредником между миром горним и дольним, с помощью которого Небо нисходит на Землю? Ответы на эти вопросы знает тот, кого судьба наделила особым даром. Взаимодействуя с Высшим, он переводит полученные Оттуда Знания на обычный человеческий язык. ЯЗЫК в данном случае — не только особым образом организованные слова, но и музыкальный ритм, мелодия или изобразительный образ. Часто посредниками между земным и небесным являются люли искусства — музыканты, композиторы, поэты, писатели, художники. Вступая в момент творческого вдохновения в контакт с Неведомым и Невыразимым, они создают произведения, насыщенные высокими пространственными вибрациями.
Московский художник-космист Александр Белов, автор одной из эмблем для седьмой экспедиции на Международную космическую станцию, бывший инженер-конструктор ракетно-космической промышленности, рисованием занимался с детства. В школе, как и многие мальчишки, покрывал странички тетрадей и промокашки портретами рыцарей, индейцев, пиратов и мушкетеров. Путь же в искусстве начался гораздо позже, уже в зрелом возрасте. В 1991 году, после посещения древнего Херсонеса, Белова стал неотступно преследовать возникающий из небытия лик: сначала появлялся образ огромного человеческого глаза, потом — еще один, проступала переносица… Александр не понимал, что происходит, образ пугал своей значимостью, величием… Попытки разобраться привели к чтению литературы, где шла речь о мироздании, Космосе, смысле жизни и месте челвека во Всселенной, о Старших братьях и Великих Учителях человечества. Белов понял — есть нечто, выходящее за пределы человеческого разумения, то, что не видимо, не слышимо, не ощущаемо, но тем не менее существует.
А спустя год во время очередной поездки в Севастополь он неожиданно увидел в комнате мужскую фигуру в белом монашеском облачении — образ мудрого Учителя. Возникло непреодолимое желание изобразить увиденное. Рисунки появлялись ежедневно, Александр не успевал сделать одну работу, как сразу хотелось начать следующую. Белов стал рисовать портретные изображения Учителя, образы Мудреца, Святого, Пророка, огромные прекрасные глаза… Словно кто-то внутри нашептывал: это самое главное, важное, ведь именно сквозь лик, духовную составляющую Существа, на нас глядит Бесконечность.
Вслед за образом Учителя пришел образ Девы-воительницы и покровительницы, управляющей звездными системами, а потом и Юноши — космического стража, воина, хранителя и защитника. Художнику предстал во всей полноте и сокровенной глубине символ извечного триединства святой Троицы — Отца. Матери и Сына. Каждое новое произведение — вариация трех неизменных образов, продолжение того, что было ранее, та же манера, стиль изображения и даже черты лица, и одновременно это нечто особенное, новая Сущность. Все произведения художника — графика, выполненная на бумаге чернилами, простым карандашом, маркерами и фломастерами зеленого, черного и красного цвета. Александр совершенствует графическое мастерство, стараясь придать образу максимальную выразительность и убедительность.
При первом взгляде на работы Александра Белова испытываешь внутреннее смятение, даже страх; при втором понимаешь, что бояться нечего, потому что изображенные художником Сущности, хотя и излучают поистине нечеловеческую энергию, несут не зло и разрушение, а Добро, Гармонию Справедливость, Совершенство, Порядок и Истину. В процессе рисования, рассказывает Александр, он испытывает чувство сопричастности, защищенности, полное отсутствие тревоги и одиночества. Может быть поэтому он так трудно расстается со своими созданиями. Если картина подарена кому-то или куплена, художник тоскует об утрате, создает ее новый вариант, повторяя ранее сделанное.
Интересно, что процесс появления Лика на свет Божий у Белова совершенно бессознательный, он никогда не знает заранее, что получится (за исключением однажды явившегося в законченном виде образа Нага), просто возникает жгучее желание рисовать, и Некто неведомый начинает водить его рукой, отражаясь, как в зеркале, в каждой линии и штрихе. Рисунок, пока он не завершен, остается безымянным. Сначала рождается картина, затем книги по мифологии и эзотерике подсказывают название.
Последние два года Александр рисует преимущественно богов славяно-арийского пантеона. Появились в творчестве художника и классические образы ангелов. Работы последних лет, а также повторяющие оригинал списки более ранних произведений были представлены на первой выставке художника «Лики Космоса», которая прошла в Музее имени Н. К. Рериха в мае-июне 2011 года. В стенах музея картины Александра Белова выставлялись и ранее — в 1999 году он участвовал в выставке-дуэте с Ольгой Кирешовой, а в 2003-м несколько его картин были показаны в совместной экспозиции художников-космистов «Неземные миры земных художников».
Выставка «Лики Космоса» — проявленная в реальном мире невидимая Вселенная. Она живет по своим строгим совершенным законам, населена высоко организованными разумными Существами, нашими Защитниками и Покровителями, и обычно спрятана от человеческого взора завесой тайны. Но Александр Белов приподнимает край покрывала, наброшенного на эту невидимую реальность, предлагая вступить в непосредственный контакт с Теми, кто стоит на страже Красоты и кого на протяжении веков люди называют Богами и Богинями, а в последнее время и Великими Космическими Существами, Вознесенными Учителями, Старшими Братьями и Сестрами человечества.
Показанные в экспозиции Лики — проявление трех излюбленных образов художника: дающего людям знания и мироустройство Отца, дарующей любовь и благословение Матери и охраняющего человечество от зла и разрушения Сына. Каждая из трех главных лежащих в основе мироздания сил наделена своими функциями и энергетикой. Энергетика Отца — взыскующая и требовательная, Матери — преображающая и исцеляющая, Сына — жизнеутверждающая и созидающая. Черты ликов классически благородны, обычно они изображены фронтально — так им легче вступать в прямой, непосредственный контакт со зрителем, они глядят на нас пристально и внимательно, у них чуть раскосые или прямо поставленные очи, плотно сжатый, красивый очерченный рот, геометрически правильный овал лица, прямой нос, похожие на крылья брови вразлет. Они похожи, как и подобает членам одной семьи, и в то же время они все разные.
Мудрец-Отец уподобляется Творцу-прародителю, это изначальная сила, он более стихиен, свободен и близок к природе, нежели два других архетипа. Свободная простая одежда, строгое лицо чуть нахмурено, по плечам струятся пряди седых волос, такая же длинная, струящаяся борода падает на грудь.
Образ Девы-Матери — нежный и приветливый, прекрасное женское лицо обрамлено пышными локонами, светится любовью и верой.
Юноша-Сын молод, благороден, на голове его шлем, похожее на орлиные крылья навершие или тонкий металлический обруч.
Воспроизведенные художником архетипы — ведущие аккорды, в пределах которых заключены разные по тону и высоте звуки, отдельные произведения, — гармонично дополняя друг друга, они усиливают и акцентируют общее звучание.
На выставке также представлены Духи, Боги всех времен и народов, представители древних цивилизаций — Атлантиды, Лемурии, Гипербореи; оказавшие влияние на эволюцию человечества исторические личности — цари, фараоны, философы; обладающие даром предвидения пророки, жрецы, оракулы и контактеры прошлого и настоящего, библейские Бог-Творец, Сын и Святой Дух и подчиненные им ангелы.
Самые грозные и величественные Сущности — Боги, то мудрые и страшные, то благосклонные к людским проблемам и чаяньям. Гораздо приветливее и доброжелательней выглядят более близкие и понятные нам в силу своего человеческого происхождения представители древних цивилизаций, пророки и легендарные личности. В глазах атлантов, лемурийцев и ариев светятся Знание и чувство собственного достоинства — это представители древних народов, которые стояли на более высоком уровне развития, нежели мы сегодня, были бессмертны, летали на виманах, ведали тайнами пространства и времени, обладали неслыханными в наше время возможностями и технологиями (Арий, Атланта, Дева).
Нельзя укрыться от неотступного, пробирающего до дрожи взгляда вездесущего Оракула. Вступающая в непосредственный контакт с Богом предсказательница будущего держит в руках крепкие нити власти над доверенными ей судьбами. Для изображения пророчицы Белов использовал тревожную гамму — черный, белый и красный цвета, яйцевидный четко очерчен, твердый рот напряжен, раскосые миндалевидные глаза навыкате смотрят не мигая внутрь твоего существа, высвечивая, как рентгеном, самые темные закоулки подсознания. Ослепительно-белоснежный лик женщины обрамляет похожий на шлем скафандра бордово-черный головной убор, увенчанный упруго изогнутыми рогами — атрибутом Богини-Матери, символом, указывающим на высокое божественное происхождение и сверхъестественность получаемых знаний.
Шлем скафандра — символ инопланетного происхождения и принадлежности к более высоким планам бытия. Подобие шлема, украшенного уреем — коброй, раскрывшей капюшон, знаком царской принадлежности, — на голове Эхнатона, великого посвященного, девятого фараона XVIII династии Древнего Египта. Этот религиозный реформатор провозгласил единобожие — почитание лучезарного бога солнца Атона. Указанием на человеческую принадлежность фараона служит не характерное для Белова, но выбранное им для данного случая изображение в профиль. Эхнатон не лишен земных эмоций, на его лице — тревога за судьбу страны и своих подданных и решимость изменить ее к лучшему. К плеяде великих посвященных относится представленный в облике седовласого длиннобородого старца древнегреческий философ и математик, изучавший числовые закономерности для достижения нравственного и физического совершенства, создатель религиозно-философского учения об освобождении души и перехода ее в высшее божественное состояние Пифагор Самосский.
Столь же величественны и благообразны Вознесенные Владыки, Учителя Вневременной мудрости, члены Великого Белого Братства Махатмы Кут Хуми и Мория, Учитель Иисус, а также ведающий тайнами мира Пророк и распространяющий упругие, тугие энергетические волны Маг.
Уравновешенная, благотворная энергетика легендарных личностей успокаивает, умиротворяет, дает ощущение незримой защиты. Гораздо сложнее и напряженнее диалог с Духами и Богами, они обладают иной, непонятной и сложной для человеческого восприятия природой и поэтому вызывают сначала чувство отторжения и священного ужаса — хочется спрятаться, бежать прочь, никогда не видеть неведомую бездну Небытия. Глядя на Лики Божеств, понимаешь, почему в стародавнее время их пытались умилостивить жертвами, опасаясь справедливого Гнева и Возмездия за свои поступки, бед, несчастий и смерти.
В высокий гребень кобры переходит тонкий прямой нос смуглого скуластого полубога Нага — змееподобного мифического существа индуизма, хранителя и защитника Истины. Несгибаемую волю и решимость выражают Лики мудрых Воинов человечества — Стража, Арктура, Ориона.
Женские Образы и Божества Белова — олицетворение Судьбы и Материнства. В этой галерее — заключенная в абрис роскошных волос и увенчанная трилистником короны очень женственная и нежная восточная Богиня Милосердия и Сострадания, подательница детей и родовспомогательница Гуань-Инь. Древнегреческая богиня Земли Гея изображена по пояс с длинными, ниспадающими на грудь волосами и оберегающим жестом руки над вписанной в тело восьмиконечной звездой — древнейшим символом присутствия Высшего. В ее ведении — веления судьбы. Пылающая, но не сгорающая в острых язычках пламени, с воздетыми к Небу руками, покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме Веста; спокойная, строгая, с боевым шлемом на голове древнегреческая богиня мудрости, покровительница героев Афина; стройная, хрупкая с упругим обнаженным телом, приветливым, ласковым лицом, короной в виде солнечного диска с рогами Хатор и прижатым к груди магическим символом, ключом бессмертия — анкхом древнеегипетская богиня Небес и Земли Изида.
Изида — известное по древнеегипетским мифам олицетворение Любви и Верности — прекрасная сестра-супруга верховного бога Египта, подателя Добра и Справедливости Осириса. После того, как злой брат Сет коварно убил его, она собрала воедино части тела мужа и волшебным образом зачала от мертвого супруга. Изида и Осирис — это сложная, обладающая глубоким смыслом композиция. Союз Земли и Неба, Женского и Мужского начала, Божественное слияние ради нового Рождения и Воскресения символически показаны в виде симметрично расположенных, изображенных в профиль лиц, мужского и женского. Лики Озириса и Изиды, соединяясь в гармоничное целое, образуют еще одни, фронтально расположенный Лик — Единое Существо, а возможно, и Лик их сына — Гора, во лбу которого заключенный в овальный медальон символ вечной жизни анкх.
Лики славянских божеств знакомы Белову по славяно-арийским ведам. В основном это разные аспекты архетипа Отца — Учителя, Творца, Мудреца и Старца. Они становятся символами, знаковыми эмблемами не только из-за манеры подачи — четкий контур, ясно читающийся силуэт, некоторая плоскостность изображения, но и благодаря оригинальной художественной находке — слиянию человеческого лица с графическими символами-атрибутами. Вместо рта у Бога ветра, бурь и непогоды Стрибога — знак вечного движения жизни, света, удачи и благоденствия, древняя свастика.
Предельно стилизовано изображение Перуна, Бога небесного огня — грома и молнии, управителя, сурово карающего за неисполнение закона. Вместо волос у него, как и у Волха, — опустивший крылья орел, а рот заменен ромбом с продленными вниз концами — это часто используемый художником символ семьи, родины и традиций. Охранительный тринадцатиконечный крест — в бороде солнечного, желтого Бога — небесного труженика Хорса. В виде круто изогнутых бараньих рогов — усы и брови свирепого Бога мудрости, дикой природы и лесов Велеса. Бог изображен в остроконечном шлеме витязя с начертанной на нем стрелкой — знаком странника на пути к волшебному камню Алатырю.
Оригинальная композиционная находка — мифологические образы Священных тройственных союзов славян. Каждый из трех Небесных Богов- Великих Траглавов выполняет свои функции в подчиненном ему мире. Великий Триглав Яви — покровитель мира настоящего, мира людей, а великий Триглав Нави — не явленного нашему сознанию и органам чувств мира вечности, духов и стихий. Три одинаковых, расположенных друг над другом старческих лика постепенно увеличиваются в размерах: усы верхнего Бога — это волосы среднего, а усы среднего — седины нижнего старца. Лики вписаны один в другой и словно нанизаны на единый невидимый стержень.
В ряду славянских божеств два женских образа — ласковой миловидной женщины с добрым приветливым лицом — Богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви Лады и трагично-напряженной, с резкими чертами лица богини скорби, оплакивающей погибшего вдали от дома воина, покровительницы новых рождений и человеческих перевоплощений Карны.
Отдельная тема выставки — лики Сущностей, о которых идет речь в фундаментальном труде Даниила Андреева «Роза Мира». Они не имеют материальной природы, но оказывают огромное влияние не только на судьбы отдельных личностей, но и на судьбу всего человечества. Это наделенная ослепительной, сжигающей, странным образом завораживающей энергетикой — не оторваться, не забыть — великая стихиаль человечества, богосотворенная монада, отвечающая за ваяние физической плоти людей, Лилит. С оттенком злорадства и ликующего торжества она всматривается в нас, в ее горящих влажным блеском глазах таится что-то демоническое. Локальное, касающееся только русского народа проявление Лилит — каросса Дингра, существо женского рода, обладающее волей и сознанием. Дингра изящна и грациозна, напоминает гибкую, томную кошку, острые звериные уши стоят торчком, раскосые глаза смотрят лукаво и требовательно. А взволнованный, с непокорной гривой волос юноша — это вдохновитель Даймон, один из крылатых небесных покровителей земных поэтов-вестников.
Есть на выставке работы и на христианскую тему. Это любимые Беловым образы Отца, Сына и Матери. Терновый венец на лбу печального, кроткого Спасителя (Голгофа). Вместо рта у распятого на фоне креста лика Иисуса — вписанная в черный провал животворящая живоначальная Троица. Нахмурен и сердит плотно смеживший тяжелые веки — дабы не видеть ослушавшихся, вкусивших плод от Древа Жизни Адама и Еву — Бог-Творец (Изгнание из Рая). Представшие перед судом Бога Адам и Ева стоят, опустив глаза долу, осознавая всю безмерность совершенного ими греха.
Пластически совершенны фигуры нарисованных Беловым ангелов. Один из них, Оберегающий Землю, с озабоченным, хмурым лицом держит в руках нашу планету… Ужасен лик обернувшегося назад, со стекающими по плечам прядями кровавых волос и такими же алыми крыльями ангела Апокалипсиса — Ангел Последний. Со спины, обернувшимся назад, изображен и ангел, указующий человечеству путь на новую ступень эволюции, в четвертое измерение, — Зовущий за собой. Путь к новым высотам труден и опасен. Чтобы попасть в это новое измерение, нужно обладать всем набором духовных качеств, которыми владеет человек, бесстрашно направляющийся в черный вход — туннель — раскрытую пасть свирепого зелено-красного Бога (Переход).
Ключ к пониманию работ Белова — уникальная картина Символ. Это составленный их геометрических фигур и знаков — креста Тау, полумесяца, волн, трилистника, овала с заостренными концами — лик пожилого мужчины. Сугубо условная схема человеческого лица обозначает Непознаваемость и Невыразимость того, что преломляется в сознании художника.
Через нарисованные Александром Беловым Лики на нас глядит Бесконечность — ее дыхание, трепетное, огненное прикосновение чувствует каждый, кто видит запечатленные художником Сущности. Тем, кто был на выставке Белова «Лики Космоса», повезло — теперь они, как и автор этих работ, всегда будут чувствовать себя под Защитой и Покровительством Высших Сил, а значит — меньше бояться, искренней верить и настойчивей стремится к Свету и Знанию.