К юбилеям Елены Петровны Блаватской (190 лет со дня рождения, 130 лет со дня ухода). Грани Агни-Йоги и Е. И. Рерих о Блаватской…

Грани Агни-Йоги 7.05.1954

Одиноко шла, несмотря на многолюдное окружение. Последователи понимали частично или извращали, доставляя этим страдания, значительно превосходящие физические. Ноша поручения была так велика, что никакие человеческие силы не смогли бы нести её. Кругом плотными стенами стояли враги. Невежество и лжезнание, суеверие и спиритизм, тормозивший законное постижение тонкого мира; косность и страх перед всем, что казалось новым и необычным; клевета и непонимание даже ближайшими – на что могла опереться она? Где было взять силы для преодоления и труда? Но силы приходили, и больная и фактически одинокая в темном людском лесу, она шла напролом, отважная, прямая, бросающая в лицо невежеству и лицемерию лжерелигий и лженаук неслыханные откровения правды. Путь, характерный для героя духа. Если бы путь был легок, не было бы героев. … Именно отсутствие колебаний определяет героя.

Грани Агни-Йоги 20.11.1954

Могущим вместить она (Е.П.Блаватская) открыла двери. Если их было немного, в том не её вина. Нужно было напомнить об утерянных знаниях основ тем, кто хотел вспомнить. Насильно знания не внедряются, но даются идущим. Прокладываются ступени, одна за другой, приходящими посланцами Братства для тех, кто стремится восходить. Конечно, в идеале имеется в виду все человечество, и оно само являет свой отбор. Пробивать косность сознания тяжелее, чем долбить скалы. Косность есть скалы ментального плана, более плотные, чем камни земные. Развитый дух ощущает эту окаменелость материи мысли. Какое мужество надо было иметь, чтобы противостоять всем вековым нагромождениям заблуждений. Её растерзали бы, если бы не была под защитой, не дав написать и того, что было написано.

Из письма Елены Ивановны Рерих Алексею Михайловичу Асееву. 21 июля 1934

я получаю письма, в которых ко мне обращаются, как к Е. П. Блаватской, и просят меня разрешить им приехать!! Но уверяю Вас, что я не воплощение Е. П. Блаватской. И ожидаемая ими Е. П. Блаватская около сорока лет тому назад воплотилась уже в Австрии, в мужском теле, и в 1924 году благополучно прибыла в физическом теле в главную Твердыню. Между прочим, Е. П. Блаватская, или Брат X., очень горюет о судьбе многих своих рукописей в руках теософов. … Итак, закончу на том, что г-н Ледбитер назван «вреднейшим» и никогда не получал непосредственных Указаний и никого из Великого Братства в физических телах не встречал. В самом начале его подхода он мог многое слышать от Е. П. Блаватской, и затем с ее смертью все это пышно расцвело в его плодовитой фантазии, лишенной всякой честности и красоты. Он был определенным медиумом и свои астральные похождения принимал за великие посвящения, астральных же самозванцев – за Огненные Облики Великих Учителей. Могу утверждать это на основании Указаний Самого Владыки.

Из письма Елены Ивановны Рерих Карлу Ивановичу Стурэ. 15 ноября 1934

Как Вы знаете, Е. П. Блаватская была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик, а также сказать истину о спиритизме, чтобы предотвратить многие губительные последствия. Спиритизм быстро распространялся тогда, особенно в Америке, и уже принимал чудовищные формы. Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать Общество для ознакомления продвинутых сознаний с Эзотерическим Учением всех религий и философий Махатма К. Х., Друг Старшего Махатмы, согласился руководить таким Обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е. П. Блаватской, нескольких индусов и полковника Г. Олькотта. Все это вылилось в существующее ныне Теософское движение. История его раскрыла всю бездну человеческой природы, и весьма скоро, после основания нескольких Отделений, Махатмы еще при жизни Е.П. Блаватской прекратили непосредственное Водительство Обществом как таковым, сосредоточив свое внимание лишь на отдельных личностях. Отсюда понятен краткий расцвет и наблюдаемое сейчас постепенное падение главного центра его. Но, конечно, само Учение, принесенное Е. П. Блаватской, сделало свое великое дело, именно, по всему миру пробудило и сдвинуло с мертвой точки многочисленные единицы сознания. И Отделения Теософского Общества очень помогли этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен.

Из письма Елены Ивановны Рерих Алексею Михайловичу Асееву. 20 декабря 1934

Также я советовала бы Вам прочесть «Дневник Врача» знаменитого д-ра Пирогова. Сама я не читала его, но в свое время Е. П. Блаватская с ведома Великого Учителя очень одобряла его труды и приводила выдержки в своих книгах. Его непредубежденный ум, следуя научными путями, ввел его в область оккультного.

Из письма Елены Ивановны Рерих в Америку. 27 августа 1949

Блаватская уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути, но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума, ибо поручение ее было работать среди большого числа людей, среди постоянного враждебного к ней отношения и окружения дисгармоническими аурами и уявлять чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего.

Из письма Елены Ивановны Рерих Карлу Ивановичу Стурэ. 21 июня 1934

Хорошо бы осветить вопрос медиумизма на Ваших собраниях. Существует огромная литература по этому вопросу, но, к сожалению, очень мало на русском языке. Запомним одно правило – нельзя получать никаких Учений через медиумов. Е. П. Блаватская всю свою жизнь боролась против невежественного отношения к медиумам. Существует много ее статей, посвященных именно описанию опасностей, которым подвергаются люди, посещающие спиритические сеансы без достаточного знания и сильной воли.

Из писем Елены Ивановны Рерих

Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания сотрудников Е. П. Бл. основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с эзотерическим учением всех религий и философий, Махатма К. Х. согласился руководить таким обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е. П. Блаватской, полк. Г. Олькотта, Джаджа и еще нескольких лиц. Все это, впоследствии, вылилось в существующее ныне теософическое движение. Историю его можно прочесть в письмах Махатмы к Синнетту и в томе писем самой Е. П. Блаватской к тому же Синнетту. Учение, принесенное Е. П. Бл., сделало свое великое дело, именно, по всему миру оно пробудило и сдвинуло с мертвой точки многочисленные единицы сознания. И отделения теос. общ. очень способствовали этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен. Конечно, если бы не человеческая тяжкая природа, результаты могли быть во много раз больше. Все же утверждение о неудаче идет от темных сил.

В 2-х тт. Том 1, стр. 299. // 15.11.34

Елена Ивановна Рерих о необычных способностях Блаватской

Полезно было бы Вам прочесть книгу «Оккультный Мир» Синнетта, в которой он описывает многочисленные и замечательные оккультные манифестации при участии Е. П. Блаватской. Но в результате все эти проявления никого не убедили, даже наоборот. Именно, за эти манифестации Е. П. Блаватская и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких проделках.

В 2-х тт. Том 2, стр. 264. // 04.06.37

Из писем Елены Ивановны Рерих

Кхандала – прекрасное место, и оно замечательно тем, что здесь находятся древнейшие буддийские пещеры, так называемые «Karla caves», репликой которых является Аджанта; но мои сыновья говорят, что главная пещера со ступою еще интереснее, нежели в Аджанте. Для нас это место знаменательно и дорого тем, что здесь Блаватская встретила Махатму Мориа, когда она с несколькими спутниками предприняла путешествие в эти пещеры из Бомбея. Тогда еще почти никто не слыхал об их существовании, и не было никаких дорог, никаких облегчений на пути, приходилось идти пешком и карабкаться почти на отвесную скалу. Но путники дошли и были вознаграждены видением М.М., Который приветствовал Блаватскую у входа в пещеру и после краткой беседы с нею скрылся из виду; после этого Блаватская вошла в пещеру и тоже исчезла в ней. Спутники обыскали всю пещеру, но тщетно, тогда они решили поставить палатки около пещеры и провести всю ночь в бдении. На рассвете М.М. снова появился из неожиданного скрытого прохода вместе с Блаватской и обратился к спутникам ее с приветственными и ободряющими словами. Так поведал нам эту необыкновенную манифестацию один индус-теософ, который приезжал к нам вместе со Светиком и его женой. Между прочим, он сказал, что описание этой замечательной манифестации можно найти во втором томе «Дневника Олькотта». Когда я услышала о таком явлении, место это озарилось для меня ярким лучом надземной красоты, и я поняла, почему Великий Владыка привел нас сюда.

Письма в Америку, т.3, стр. 045. // 28.VI.48

Елена Ивановна Рерих о предательствах и клевете на Блаватскую

Сказано Великим Учителем – «одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав. и все поступки и предательства, ее окружавшие, Вы ужаснулись бы бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.

В 2-х тт. Том 1, стр. 188. // 06.05.34

Не будем заглядывать в глубь веков, но возьмем жизнь избранного сосуда, прошедшую почти что на наших глазах, – Е.П.Блаватской. Все знают сейчас, какими черными предательствами со стороны ближайших была окружена Е.П.Блаватская и как Космическая Справедливость уже воздала и будет продолжать воздавать в увеличивающейся прогрессии на земном плане. Так, имена малых предателей канули в Лету, имена больших остались символами черной неблагодарности и, прежде всего, глупости, тогда как имя Е.П.Блаватской с каждым днем растет и будет расти, ибо труд, ей доверенный и явленный, неистребим никакими предательствами. Не говоря уже о том, что сама она уже достигла Недосягаемой для предателей Твердыни. Как прекрасно пишет Баркер в своем Введении к ее письмам: «Те, кто восставал против нее, будучи не в состоянии опровергнуть ценность и истину ее философии, искали путем личной клеветы и опорочивания восстановить общественное мнение и тем самым отвлечь внимание от сокровища знания, которое давалось через нее Миру и которое, будучи беспристрастно рассмотрено, несет в себе самом утверждение и убеждение в честности и бескорыстии».

Письма в Америку, т.1, стр. 418. // 24.VII.35

Именно Е. П. Блаватская была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда все многие позднейшие заблуждения Олькотта, Безант, Ледбитера и других. И теперь, когда последние бродят в слоях Тонкого Мира, окруженные своими поклонниками, Огненный дух нашей великой соотечественницы, воплотившейся почти сейчас же после смерти в Венгрии в мужском теле, уже десять лет как прибыл в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата X. работает на спасение Мира. Так действует космическая Справедливость.

т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 465. // №118. М.Е.Тарасову. 8.11.1934