4.10.2020 состоялось заседание Клуба, посвященное профессиональному празднику учителей. О феномене учительствования присутствующие говорили в самом широком смысле, опираясь на идею об учителях земных и Надземных, а также на тезис о том, что «Высшее ведет за собой низшее». Концепция Учителей человечества в зримом варианте была представлена в зале Живой Этики Музея Н. К. Рериха в Москве, ныне разгромленного и обворованного. В центре этого зала была располагалась пирамида, составленная из бюстов деятелей, оказавших исключительное влияние на эволюцию человечества.
Выступающие поговорили о некоторых из них.
С вступительным докладом, текст которого приводится почти полностью, выступил
Анатолий Чекулаев.
Давайте поговорим об Учителях…
Не претендуя на академичность, всё же хочу в своём выступлении обратить Ваше внимание на главную, на мой взгляд, проблему педагогики. Подробно, тщательно и научно проанализировав огромное число проблем воспитания (что называется «от сотворения мира»), научно-педагогический мир породил такое количество педагогических теорий, методов, школ, что обратный «анализу» процесс «синтеза», который бы вместил в себя всю эту многогранность, никак не начнётся. А благодарное человечество.. похоже, что так и замерло, в ожидании… Мучаясь вопросом: «Как же всё-таки вложить вот в этого одного, вполне конкретного индивидуума хоть крупицу из колоссального многовекового опыта человечества?»А может быть вообще не нужно (как говорит современная молодёжь) «париться»? «Дал Бог день, даст Бог и пищу!» Подрастающее поколение само-повзрослеет, само-поумнеет? Как говорил один эстрадно-сатирический персонаж «Главное – человека родить! Родил – на том спасибо. А уж дойти он должен сам до всего!»
И всё же сегодня нам не обойтись без Заветов прошлого. Притча:Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.Учитель нужен всем и всему. Человеку, животному, микроорганизму. Представьте себе, и микроорганизму тоже. Виктория Бак, кандидат биологических наук, утверждает, что клетка живого организма, кроме остальных её функций, является носителем информации. Причём 90% из этой информации относится к жизнедеятельности всего организма в целом и только 10% — касаются исключительно самой клетки. Т.е. организм «учит» клетку жить в согласии со всем окружением. И как только клетка «нарушает» это правило, она становится раковой.Каждый из нас наверняка был свидетелем «звериной» учёбы, хотя бы на примере домашних питомцев. А учёные до сих пор бьются над разгадкой генетической памяти, когда животное, изначально лишённое контакта с соплеменниками, проявляет повадки и навыки «диких» представителей своего вида.И, конечно же, человеческая эволюция просто невозможна без передачи накопленного знания последующим поколениям.Законы мироздания предписывают каждому рождённому свою миссию. Каждый САМ складывает свою карму. Каждый выбирает свой путь. Каждый, пользуясь законом свободного выбора, выбирает чему и у кого учиться, выбирает своего Учителя. И даже тогда, когда кажется, что ВСЁ уже выбрано без нашего участия, это всего лишь иллюзия. На самом деле всё происходит по Космическим законам. Несмотря на то, знаем ли мы об их существовании или не знаем. И наш сегодняшний день – это результат наших прошлых желаний и устремлений.Космический закон гласит: «когда готов ученик, будет и Учитель». Т.е. к чему мы стремимся, такого учителя нам и дают.Порой это бывает смешно, чаще – грустно. И очень редкая удача найти настоящего Учителя.Давайте поговорим об учителях. Кто они, те, кто помогает найти нам правильный Путь?Конфуций писал: Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика.«Быть учителем – это духовный подвиг человека» — А.Мень.„Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.“ — Плутарх„История — самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.“ — Индира Ганди индийский политический деятель 1917 – 1984„Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся.“ — Альберт Эйнштейн физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель-… 1879 — 1955„Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.“ — Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 — 1950Все мы, жившие и живущие на Земле — ученики, а с какого-то времени — и ученики, и учителя. Ведь процесс обучения вечен как сама жизнь. И не уйти от вопросов: Как сумел выучить свои уроки? Что смог передать другим?
Вечные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?«
Вот как Константин Дмитриевич Ушинский говорил об обучении как о «предоставлении услуг в сфере образования»
«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».
Обратимся к педагогическому опыту Е.И.Рерих — женщины, которую называли матерью не только ее собственные дети, но многие сотрудники и ученики, женщины, названной Матерью Агни Йоги ее Руководителем.Е.И.Рерих в письме к Е.П.Инге: «Радуюсь, родная, Вашему желанию стать учительницей малых детей и вложить в малое сознание любовь к прекрасному расширению сознания, постепенно вырабатывая в каждом из них ЧЕЛОВЕКА. Это то, что так неотложно нужно сейчас, именно вырабатывая в нем ЧЕЛОВЕКА»Елена Ивановна воспитывала своих детей только на настоящих вещах: она никогда не давала им бесполезных игрушек и никогда не читала «пошлейших» детских рассказов, но только то, что способствовало развитию их мышления, любознательности и воспитывало чувство красоты. Собирала для сыновей книги: для Юрия по истории, для Святослава – по естественным наукам. Вместе с ними ходила по музеям, покупала чучела птиц, собирала для них коллекции насекомых, помогала Святославу собирать уральские и другие камни. Таким образом, вспоминал Святослав, наш маленький детский мир тогда был насыщен большими и замечательными впечатлениями»Елена Ивановна очень ценила книги о подвигах и героях: «Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли»Одной из важных основ воспитания Елена Ивановна считала дисциплину. Уже в конце жизни, подытоживая свой богатый опыт, Елена Ивановна написала женщине, ожидающей ребенка: «…проявите строгую дисциплину с самого первого дня его рождения. Не позволяйте носить его на руках, пусть лежит в постельке, пока не научится сидеть, а затем пусть ползает на ковре и укрепляет свои мышцы. Не пытайтесь развлекать его разными глупыми погремушками, но, когда начнет немного соображать, дайте ему красочные изображения и игрушку, где можно проявить хотя бы некоторую сообразительность. Пусть умеет дольше сосредотачиваться на одном занятии. Чаще беседуйте с ним.“Не изнеживайте его, не балуйте и зорко присматривайтесь к его наклонностям” –таков совет Учителя»Соединение многолетнего опыта и положений Учения, ставших для нее теоретической основой и подтверждавших правильность ее материнской интуиции, делает советы Елены Ивановны бесценным руководством по воспитанию юного поколения. В письмах к своим сотрудникам и ученикам она рассматривает все особенности развития ребенка, начиная с самого момента зачатия. Именно с этой минуты, по ее словам, дух, готовый к новому воплощению и ожидающий его в Тонком (Надземном) Мире, находится рядом с будущими родителями.Первое семилетие определяет все будущее развитие малыша, все, что закладывается и развивается в этот период, дает направление дальнейшему становлению юного человека.Особенности характера и наклонностей ребенка она объясняет внутренними накоплениями, которые приносит с собой человек в новое воплощение.«Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, – пишет Елена Ивановна, – это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание смысла жизни, ими проходимой».Нужно как можно раньше объяснить малышу единство жизни, единство Космоса и его место в нем, а также навсегда избавить его от страха смерти и соприкасания с потусторонним миром, который есть не что иное, как Высший, или Тонкий, Мир, так хорошо ему знакомый.Малыши в полном смысле слова питаются психической энергией матери, в этом и заключается ее великое самопожертвование.ЕИР советует женщинам, имеющим маленьких детей, не отягощаться лишними связями с людьми и как можно меньше растрачивать свою психическую энергию, жизненно необходимую их малышам.Однако, по ее мнению, женщина не должна забывать и о своем духовном и интеллектуальном развитии, которое важно не только для нее, но и для ее семьи.Нужно поддерживать и внушать малышам любовь к природе и сострадание ко всем живым существам. Дети должны приходить на помощь всем нуждающимся, научиться делиться самым дорогим.Очень важно развить у ребенка способность к самостоятельному мышлению, подчеркивала Елена Ивановна, ведь у большинства людей она с самой колыбели стерта «навязанными им готовыми суждениями, догматами и всякого рода стандартами; они проходят жизнь, как во сне, не задумываясь, не являя ни одной самостоятельной мысли, именно как настоящие роботы».Елена Ивановна особо подчеркивает значение умственного труда – именно он приводит к расширению сознания, приобщает к дальним мирам и устремляет нас к радости беспредельного совершенствования.Елена Ивановна рекомендует всей семьей посещать музеи и выставки, знакомить детей с лучшими художественными изданиями. Это утверждает вечную, непреходящую ценность творений человеческого духа, закладывают в сознание уважение «именно к духовным ценностям, которыми живо человечество. Ведь не можем же мы называть великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями!»Очень внимательно Елена Ивановна относилась к теме религии. Она считала, что крайне важно заложить в сознание ребенка правильное понимание этого явления. «Само слово “религия”, – пишет она, – от латинского “религаре”, означает связь, именно связь с Высшим Миром. Нарушив эту связь, человечество лишает себя не только истинного познания, но и самого бытия, ибо живоносный Источник Благодати питает все миры». Однако современная церковь, считала Елена Ивановна, очень далека от своего Священного Источника, и потому лучше до определенного возраста не приближать к ней детей, чтобы не породить у них искаженного восприятия самой религииЕлена Ивановна говорила, что именно семья, и прежде всего мать, должна преподать своему ребенку лучшую школу жизни, дать то, что ни одна школа дать не в состоянии, а именно «осознание Красоты жизни и прекрасное, тонкое понимание смысла жизни.Елена Ивановна призывает непременно бороться со страхом. «Безрассудная смелость никому не нужна, – предупреждает она, – но разумное отношение к опасностям должно быть вырабатываемо во всей жизни. Меньше всего следует бояться видений из астральных сфер. Ибо ни один астральный посетитель, как бы он ни был силен, не может нанести вреда физическому человеку, если последний его не боится.Надо достичь равновесия в развитии духа и тела, нельзя впадать и в крайность увлечения физическими тренировками и спортом; все должно быть в пределах соизмеримости и красоты.В одном из писем, отвечая на вопрос о том, как, какими методами ей удалось воспитать таких прекрасных сыновей, Елена Ивановна написала: «Методы были очень просты. И главным образом заключались в том, что с самого раннего детства, почти младенчества, им внушалась любовь к Природе, к книге, к искусству. Правильный выбор книг и наставников дал им прекрасную основу и помог очень рано определить их наклонности и дарования. Так, уважение к знанию и труду, художественная, культурная обстановка, дисциплина, заложение первых основ нравственного характера в понимании исполнения долга и личной ответственности и, главное, пример великого отца дали им возможности сравнительно рано начать проявлять свой большой врожденный потенциал».
Следами Великого Пифагора
Ирина Чернышкова подготовила сообщение о древнегреческом мыслителе Пифагоре как об одном из самых значительных учителей человечества.
Удивительные способности Пифагора раскрылись уже в раннем возрасте. Он развил их, обучаясь мудрости в Египте и Вавилоне, где в совершенстве овладел науками о числах, геометрией, музыкой и астрологией.Вернувшись в возрасте примерно 40 лет на родной остров Самос, Пифагор основал там свою школу, надеясь передать накопленные знания соотечественникам, но натолкнулся на стену страха, непонимания и противостояния. Тогда Пифагор покинул родину и переехал на юг Италии в город Кротон. Старейшины Кротона встретили его приветливо и разрешили обучать местную молодежь. Идеи Пифагора о добродетели, почтении к старшим, сострадании вскоре стали известны за пределами Кротона, он оказывал положительное влияние на людей и их нравы. Так постепенно возникло содружество пифагорейцев, просуществовавшее много веков.Желающие вступить в братство проходили необычное собеседование. Пифагор проверял как сильно они привязаны к родителям, друзьям, несколько сильны их устремления к знаниям, каковы качества характера. В пифагорейском братстве царили строгие нравы с целью соблюдения меры во всех сферах жизни. В изучении наук особая роль отводилась числам, в каждой реальной вещи и явлении пифагорейцы искали количественную математическую характеристику. Это во многом способствовало будущему развитию математики. Как теоретик музыки Пифагор открыл первые ноты. Музыку и математику Пифагор связывал с учением о Космосе и гармонии Вселенной. Музыка, по мнению Пифагора, имела большое значение для здоровья человека, помогала очистить разум от шума и смятения. Тем самым Пифагор не только открыл ряд музыкальных эффектов, но и заложил основы их практического применения в медицине. Учеба и работа братства пифагорейцев были окружены тайной. Постепенно члены сообщества стали пытаться влиять на политику, что вызвало неудовольствие их противников. Однажды, когда все пифагорейцы собрались вместе для обсуждения сложившейся ситуации, их враги подожгли здание, в результате чего лучшие представители ордена были уничтожены. Пострадал ли в этом пожаре сам Пифагор достоверно не известно. Он к тому времени уже был стариком, не сохранилось точных сведений о его смерти. Влияние Пифагора на умы современников и потомков было колоссальным. Один из основателей древнегреческой философии, он имел среди своих последователей Сократа, Платона, Аристотеля, Ямвлиха, Евклида, Архимеда и многих других великих учителей человечества.В эпоху Возрождения движение пифагорейцев воскресло, воссоздавая его мистическую составляющую: развивались нумерология, возник интерес к «музыке сфер». Иоган Кеплер разделял веру Пифагора в то, что «Вселенная полна математической гармонии», и говорил, что небесная музыка» не слышима для человеческого уха, но слышна для человеческого разума».
Заповеди воспитания украинского Сократа – Григория Сковороды
Из древней Греции в Украину перенесла нас Анжела Заверюха, которая рассказала о педагогической стороне деятельности великого нашего мыслителя Григория Сковороды.
«И словом и умом, и жизнию мудрец», — писал о нем биограф и друг Ковалинский. Обучение и наставничество занимали очень важное место в картине мира Григория Саввича. «В чем сама стратегия педагогики?» — примерно так можно кратко сформулировать педагогические поиски мыслителя. В XVII веке считали, что цель обучения — помочь ребенку познать окружающий мир, вооружить знанием вещей и явлений. Сковорода не отрицал важности такого подхода, но дополнял его очень важным экзистенциальным измерением: смысл обучения прежде всего в познании себя, своего внутреннего мира; для чего необходимо найти в себе образ Божий, отраженный в зеркале нашей бессмертной души; найти для себя максимы сознательного бытия в Боге, с помощью которых постигать и мир объективный. Жизнь Григория Саввича являет пример редчайшего для Нового времени совпадения реальной деятельности с идеальной целью, точного соответствия поступка — замыслу. В практической жизни Сковорода воплощал свои идеи на практике, обучая детей и взрослых, но вел при этом жизнь странника-созерцателя, уподобляясь древнегреческий мыслителям, отчего и прозвали его «украинский Сократ».А еще потому называли Сократом, что был глубоко образован, знал классические и современные европейские языки, хорошо изучил труды Платона и Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Сенеки и многих других; знал трактаты средневековых богословов, при этом держал руку на пульсе современной ему европейской мысли. Но Библия была его путеводной звездой. Мысли о правильном воспитании он находил прежде всего там, но отблески их видел и в трудах греческих, китайских и прочих мудрецов. Ковалинский описал такие проявления педагогического таланта Сковороды: … начал больше возделывать сердце молодого воспитанника своего и, рассматривая природные склонности его, помогать природе направлением легким, нежным, нечувствительным, не обременяя безвременно разум его науками. И воспитанник привязался к нему внутреннею любовью. В этом описании налицо три основные предпосылки и обучения, на которых Сковорода основывал свою педагогическую стратегию. Во-первых, возделывание сердца, то есть воспитание «внутреннего» человека; во-вторых — помощь природе, то есть обучение именно тому, к чему ребенок имеет природную склонность и внутреннее влечение; в третьих — создание атмосферы взаимного притяжения, «поля любви» между учителем и учеником. Именно так, развивая склонности и прививая общую культуру, впоследствии воспитывали своих сыновей Н.К. и Е.И. Рерихи. Сковорода как писатель оставил миру большое наследие, и в его книгах мы также находим заповеди воспитывать человека нравственного, чистого сердцем, духовно устремленного к Высшему.»Как важно, — писал Сковорода, — воспитывать в ребенке активное творчество, созидательное отношение к жизни». «Как важно учителю устанавливать с учеником доверительные и сердечные отношения». Также больше значение придавал Г. Сковорода развитию такого качества человека как благодарность.
Торжество жизни в философии Льва Толстого
О педагогической мысли и деятельности Льва Николаевича Толстого рассказала присутствующим Ирина Ризноокая.
В 1860 году Толстой отправился в заграничное путешествие. В это время его интересовали проблемы школы, и целью его поездки стало ознакомление со школами западной Европы. О том, как важны были для Толстого его занятия с крестьянскими детьми, общение с ними, мы узнаем из его письма к А. А. Толстой: «Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться — это школа». Сочинения крестьянских детей восхищали Толстого серьезностью взгляда на жизнь, выразительностью языка. Школа еще больше сблизила Толстого с жизнью народа, по-новому раскрыла для него народные таланты.Занимаясь с детьми Толстой с восхищением наблюдал, как в крестьянском ребенке обнаруживается художник. Он даже утверждал, что творчество крестьянских детей открывало перед ним великие законы искусства. Об этом он писал в статье «Кому у кого учиться писать» — крестьянским детям у литераторов, или литераторам у крестьянских детей. Толстой был на стороне детей. В этом выводе отражено то, что дала Толстому-художнику школа: заглядывая в душу крестьянского ребенка, он усваивал народный взгляд на окружающую действительность. Это стало одной из важных предпосылок создания народно-героической эпопеи «Война и мир». Школа для крестьянских детей была открыта Толстым в Ясной поляне в 1859 году. Затем при его деятельном участии в Крапивенском уезде было открыто еще 26 школ. Толстой лично обучал детей грамоте. В 1870 году он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения. для этих книг он написал рассказ «Кавказский пленник» и другие детские рассказы, известные ранее каждому школьнику. В 1862 году Лев Толстой издавал педагогический журнал «Ясная поляна».Свои творчеством и деятельностью Л.Н. Толстой стремился утвердить торжество жизни, добра и правды в окружающем мире.
Современное наставничество: формирование морали будущего
В заключение заседания Светлана Чекулаева рассказала о современных учителях-новаторах Евгении Николаевиче Ильине, Шалве Александровиче Амонашвили, Михаиле Петровиче Щетинине.
В 70-80-е годы в образовательной системе Советского Союза появились новые методы воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогика сотрудничества — так назвали ее авторы, педагоги-новаторы. В ней был предложен переход от педагогики требований к педагогике отношений, к гуманно-личностному подход к ребенку. Вот несколько имен педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили; Е.Н. Ильин, Н.Н. Палтышев, М.П. Щетинин, И.П. Волков, С.Н. Лысенков, И.П. Иванов, В. А. Караковский, Б П. Никитин, В.Ф. Шаталов.
Евгений Николаевич Ильин. Родился и живет в городе Ленинграде, ныне Санкт-Петербург. Ему 90 лет. Преподавал литературу в средней школе. Стал живой легендой в мире педагогики, потому что «У Ильина читают все!», — так говорят о нем. Сам он определил четыре составляющих стратегии воспитания читателя: позиция, способ, учитель, урок.
Позиция: анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Изучать литературу – это ею воспитывать.
Способ: деталь-вопрос-прием. Порой достаточно одного штриха, чтобы заговорила вся книга и все, кто на уроке (пример: “Несмеющиеся” глаза Печорина или многократно повторяемое кабанихинское “ну”)
Вопрос: Ильин: «Мой вопрос – особый: преимущественно безответный, нравственный. Задаю его как бы себе самому в надежде решить вместе с классом. Ученики особенно активны, когда думать не надо. И…с этого, собственно, и начинается читатель».
Учитель: Очень важен изначальный настрой учителя. Он должен осознавать, что идет в класс с некой жгучей проблемой, в первую очередь нравственной, которую необходимо всем вместе решить. Учитель учит и учится, он очарован произведением и окрылен. Хороший словесник обязательно должен быть знатоком предмета, врачом, артистом.
Причем такая стратегия годится для всех предметников. Совместное творчество, когда воспитание стоит выше обязательного познания, всегда завершается успехом.
Щетинин Михаил Петрович. (7 октября 1944 — 10 ноября 2019) — советский и российский педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО,(он закончил факультет «музыка и пение») в 70-80-е годы пытался организовать дважды школы-комплексы. Наиболее удачным экспериментом явилась школа , открытая в 1994 году в поселке Текос Краснодарского края «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».
Михаил Петрович решал задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека. Для этого он объединял шесть разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат. В школе постоянно обучаются около 350 учеников обоих полов.
В июле 2019 года деятельность школы была приостановлена судом якобы из-за невыполнения требований пожарной безопасности, отсутствия учебников и необходимых документов о квалификации у педагогов. В борьбе за свое детище сердце педагога не выдержало. В ноябре 2019 года Михаил Петрович скончался. Неравнодушные друзья, педагоги, родители продолжают борьбу за школу до сих пор.
В школе Щетинина уникально все: для целостного воспитания высоконравственного, творческого, патриотически настроеного члена общества применялись оригинальные методы «погружения учащегося в предмет», преподавание урока старшими учащимися младшим, классы могли состоять из разновозрастных детей. Поощрялось самоуправление, ребята сами строили свои здания-теремки, сами их разрисовывали, убирали, в быту не ограждались ни от какой работы, помимо занятий танцами, вышивкой, рисованием, был рукопашный бой, умение обращаться с оружием. Из лицея ребята выходили всесторонне развитыми сложившимися людьми.
Шалва Александрович Амонашвили. Род. 8 марта 1931 в Тифлисе. Советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук академик Российская академия наук, член Академии Педагогических Наук Украины, заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском пед. университете, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики, организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.
Разработчик оригинальной концепции Гуманной педагогики, которая родилась из Педагогики сотрудничества. У Шалвы Александровича разработана авторская программа «Школа жизни» для педагогов. Он уникальный, неповторимый, неутомимый популяризатор этих идей. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной педагогики. Ее основные методические подходы для детей 6-летнего возраста:
- диалогичная педагогика, учитель с учеником совместно строит образовательный процесс;
- нет отметок, дети сами оценивают себя; педагог формирует у детей способности к самооценке;
- учитель вместе с учеником идут к предмету, в отличии от общепринятой методики, когда учитель приходит с предметом к учащимся;
- цель учительства – воспитывать благородство и великодушие в ребенке.
Общий вывод из всех докладов очевиден: великие мыслители, учителя человечества были, есть и будут во все времена. Честь им и хвала, и наша безмерная благодарность!